Паспортизация

музеев 

ШКОЛЬНЫЕ МУЗЕИ ЮРЬЯНСКОГО РАЙОНА

 

 Механизм открытия музея

ПАСПОРТИЗАЦИЯ

Для вновь созданных музеев комиссия по паспортизации совместно с руководителем школьного музея заполняет документы:

  • Заявка (письмо-ходатайство) о присвоении статуса «Школьный музей» (Музей образовательного учреждения) в областную комиссию по паспортизации на имя директора ОЦДЮТ «чудь» Беляева М.С.
  • Выписка из решения педсовета о создании в школе музея и выписка из Приказа по школе об открытии музея и назначении руководителя музея.
  • Форма «Характеристика работы музея». Форма № 4.
  • Учетная карточка музея. Форма № 2.
  • Фотографии экспозиции музея, мероприятий, буклеты, вырезки из газет, копии дипломов, грамот, которые показывают успехи в работе музея, выписки из книги отзывов о работе музея и другой иллюстративный, наглядный материал, который показывал бы работу музея.
  • Все указанные документы высылаются в адрес областного центра детско-юношеского туризма  
  • Документы по паспортизации школьных музеев заверяются печатью управления образованием и членами комиссии.

 

Форма № 4                       Форма характеристики работы музея 

(При заполнении данной формы дается полный, развернутый ответ на вопрос)

  1. Точный почтовый адрес, индекс, номер и название школы, улица, дом,
    рабочие   телефоны   (указать   код   района),   директор   школы   и
    руководитель музея.
  2. Профиль      музея      (комплексно-краеведческий,      мемориальный,
    исторический, музей Боевой и трудовой славы, этнографический и т.д.).
  3. Когда  открыт  музей  и  каким  образом  он  создавался  (участие
    педагогического коллектива и учащихся в его создании).
  4. Организация работы музея. Руководитель музея, его Совет, количество
    и состав - учителя, дети, общественники. Наличие программы работы
    музея    и    годового    плана.    Руководство    музеем    со    стороны администрации,   педсовета.   Связи   с   государственными   музеями,
    общественными и шефскими учреждениями.
  5. Методы  и  организации  поисковой  и собирательской  работы.  Ее
    систематичность,   эффективность   и   направленность.    Количество
    подлинных документов истории и   их характеристика. Памятники,
    переданные в государственный музей. Основные разделы экспозиции
    музея, их предметный состав.
  6. Учет и хранение предметов в фондах музея. Наличие инвентарной
    книги. Условия хранения экспонатов, площадь и местонахождение
    музея. Общее количество экспонатов музея. Способы поступления
    экспонатов в музей.
  7. Экскурсионно-массовая работа музея. Количество посетителей в год.
    Количество проводимых экскурсий, лекций и их тематика. Школьники-
    экскурсоводы. Другие виды массовой работы музея - вечера, встречи,
    передвижные выставки, краеведческие чтения и т.д.
  8. Роль музея в учебно-воспитательной работе в школе и во внеклассной.
    Использование материалов музея на уроках, учебных экскурсиях. Роль
    музея в профориентации школьников.
  9. Общественно-полезная    работа.    Выполнение    заданий    научных
    учреждений,   музеев.   Исследовательская  работа  музея.   Охрана   и
    пропаганда памятников истории культуры и природы.
  10. Пропаганда работы школьного музея в средствах массовой
    информации. Победы и награды музея. Участие музея в областных и
    Всероссийских мероприятиях туристско-краеведческого характера.
    Активисты школьного музея.

 

М.П.                            Руководитель музея ________________/_______________/

 

 

Документация по планированию комплектования фондов музея

1.Перспективный план комплектования фондов

 разрабатывается на 2-3 года. В этом плане указываются комплексные темы, по которым намечено проводить поисково-собирательскую работу, ориентировоч­ные сроки ее проведения, а также отмечается, экспедиционные отряды каких классов будут привлечены к исследованию дан­ных тем, кто из членов совета музея отвечает за изучение темы, кто из педагогов руководит поисково-собирательской работой.

2.Годовой план комплектования фондов

В плане указыва­ются конкретные темы или задания по поисково-собирательской работе на предстоящий учебный год, населенные пункты, учреждения и частные лица, где и у кого будут проводиться поисково-собирательские работы, экспедиционный отряд, ра­ботающий по данной теме; количество учащихся в нем, коман­дир отряда; сроки завершения работы, руководитель темы.

 

 

 Общие требования к организации хранения экспонатов:

  • мелкие, объемные предметы, нумизматические коллекции, геологические
    образцы, археологические находки хранят в коробках, соответствующего размера, если предмет объемный его заворачивают в бумагу и хранят в ящиках. Палеонтологические образцы укладывают в ящики так, чтоб отпечаток был сверху;
  •  гравюры, рисунки, акварели, документы и другие виды письменных и графических материалов, а также гербарии нужно хранить в папках с клапанами. Каждый лист следует проложить бумагой, нельзя перегибать листы, иначе на сгибах со временем затрется текст, а сама бумага прорвется. Газеты, письма с фронта («треугольники») следует хранить в расправленном виде, в крайнем случае большие газетные листы, формат А2, можно сложить пополам. Папки с гербариями складываются в коробку, обернутыми в бумагу или полиэтилен, можно пересыпать их нафталином;
  • фотографии, негативы, диапозитивы следует хранить в темных конвертах, или в коробках в вертикальном положении, этикетки, марки, бумажные деньги в специальных альбомах;
  • географические карты, планы, стенгазеты, плакаты можно хранить свернутыми в трубку, обернув ее с обеих сторон бумагой (газетой);
  • книги хранят закрытыми, вертикально, корешками наружу. Нельзя складывать печатную продукцию стопкой, так как от собственной тяжести при длительном хранении она может разрушаться, если в книге есть рисунки, гравюры, фотографии, то их следует проложить бумагой;
  • одежду лучше держать на стойках, или на вешалках, обмотанных куском материи;
  •  оловянные изделия следует хранить так, чтоб отдельные предметы не соприкасались, медные, бронзовые, чугунные, стальные предметы необходимо оберегать от сырости и пыли, очищать их мягкими тряпочками.
  • Наиболее оптимальным режимом хранения считается температура воздуха от +15° до +25°С, относительная влажность 50-60 %%.

Атрибуция

Процесс учета - непрерывный и начинается с атрибуции - выявление
всех, присущих предмету признаков, физические свойства, функциональное назначение, история происхождения, бытования. Данные, полученные в результате определения предмета, фиксируются в учетных документах и научно-справочном аппарате музейного фонда. Для правильной атрибуции в музееведении разработан целый ряд анкет. В рекомендациях для примера приводится лишь одна.

 

*        Материал и способ изготовления (ручной, механический, ковка, чеканка, литье, живопись, гравюра, литография, письмо, печать)

*        Цвет, форма, размер, вес

*        Устройство

*        Авторство

*        Стилистические особенности

*        Время и место создания

*        Тема и сюжет

*        Расшифровываются надписи, клейма, знаки

*        Степень сохранности

 Требования к сбору и обеспечению сохранности памятников.

Школьные музеи не имеют права хранить изделия из драгоценных металлов и камней, ордена, огнестрельное и холодное оружие. Если эти материалы найдены в поле и не принадлежат конкретному лицу, то их необходимо передать в отделение милиции или в государственный музей.

Нередко оружие, награды и т. п. неразрывно связаны с документальными памятниками: орденскими книжками, удо­стоверениями, грамотами. Такие документы не следует брать у их владельцев, чтобы не разрывать исторически сложившиеся комплексы памятников истории и культуры.

При выявлении особо ценных документов по истории нашей страны о них необходимо сообщить в местные государ­ственные архивы или государственные музеи. И лишь с их разрешения юные краеведы могут принять эти документы на хранение в школьный музей.

 

Фонд музея

Собрание музея состоит из основного и научно–вспомогательного фондов. Все материалы, хранящиеся и экс­понируемые в музее, составляют фонд музея.

Основной фонд

Наиболее ценная и главная в количественном и качествен­ном отношении часть музейных фондов носит название основ­ной фонд. Сюда входят только подлинные памятники истории и культуры, имеющие статус музейного предмета. К предметам основного фонда относятся вещественные и документальные памятники, объекты природы, памятники изобразительного искусства и т. д.

 Вспомогательный фонд

Кроме основного в музеях собирается вспомогательный фонд, представляющий собой сложное сочетание различных материалов, которые не имеют статуса музейного предмета, то есть не являются подлинными памятниками истории и культу­ры. К вспомогательному фонду относятся копии всех видов и техники исполнения: муляжи, макеты, диаграммы, схемы, модели и репродукции, фото– и ксерокопии, материалы, изго­товленные музеем для экспозиционной и пропагандистской работы. Подлинные материалы недостаточной сохранности также следует отнести к вспомогательному фонду.

Образец  плана работы музея на текущий год

                                                                 Утверждаю:

                                                     директор школы

                                                                                                                              Приказ ____от             

План работы школьного краеведческого музея

 на 20__- 20__ учебный год

п/п

Виды

деятельности

Форма работы

Тема

Сроки

Ответственный

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz